СВЯЗЬ МЕЖДУ МАКРОКОСМОСОМ И МИКРОКОСМОСОМ

СВЯЗЬ МЕЖДУ МАКРОКОСМОСОМ И МИКРОКОСМОСОМ

Вселенная состоит из Махабрахманды, или Великого Космоса, и возникших из него многочисленных брихатбрахманд, каждая из которых рассматривается как макрокосмос. Согласно «Нирвана-тантре», все, что есть в первом, есть и во втором. В брихатбрахмандах живут божественные существа. Каждое из них представляет собой микрокосмос, являющийся уменьшенной моделью породившего его макрокосмоса. Известный на Западе мистический принцип «Что вверху, то и внизу» в «Вишвасара-тантре» выражен следующими словами: «Что есть здесь, то есть и в других местах. Чего здесь нет, того нет нигде» (ядихасти таданьятра яннехасти натаквачит). 

В человеческом теле аналогом меру является позвоночник, а миры пребывают в чакрах. Шактананда-тарангини называет их пиндама-дхьестхита. Сатья находится в лотосе сахасрары, а тапа, джана, маха, сва, бхува и бху — в лотосах аджны, вишуддхи, анахаты, манипуры, свадхистханы и муладхары. Ниже муладхары, а также в суставах, боках, анусе и половых органах находятся нижние миры. Кости рядом с позвоночником символизируют кулапарвату [Семь главных горных цепей Бхараты (см,: Вишну-пурана, кн.2, гл. 3).]. Эти части тела связаны с землей. С водой соотносятся нади — аналоги рек. Семь телесных субстанций (дхату) [Кожа, кровь, мышцы, сухожилия, кости, жир, семя.] — это семь островов. Пот, слезы и т.п. — это океаны. Огонь пребывает в муладхаре, сушумне, пупке и др. [Камагни в муладхаре, бадала в костях, огонь молнии в сушумне, земной огонь в пупке.]. Тело поддерживают десять «ветров» ваю (прана и др.), по аналогии с тем, как правахана и другие ваю поддерживают все миры. Как в макрокосмосе, так и в микрокосмосе содержится акаша (эфир) [* Распределение элементов по чакрам описано в 4 главе «Бхуташуддхи-тантры».]. Внутренний наблюдатель в человеке соответствует пуруше, индивидуальная душа микрокосмоса соответствует космической душе (хираньягарбха) макрокосмоса.